Железные дороги стали одним из важнейших стратегических элементов в жизни страны.
Первая железная дорога была построена во время правления Николая первого, сделав Россию одной из передовых стран. На сегодняшний день, РЖД не является примером для подражания в сфере перевозок, так как требует модернизации, которая позволила бы достигнуть международного уровня.
Отсутствие квалифицированных кадров, изношенные механизмы вагонных составов, обветшалое оборудование, плачевное состояние многих участков дорог, изношенные шпалы деревянные, применяемые при строительстве путей и халатное отношение сотрудников - вот основные проблемы, над которыми стоит потрудиться. Начальство РЖД, в ответ на нападки, объясняет ситуацию недостаточным финансированием, которое не способно покрыть все расходы, необходимые для внедрения инноваций.
В связи с вышеупомянутыми претензиями, РЖД был разработан план по развитию компании, расписанный до 2030 года.
С 2008 по 2015 год, компания была занята обновлением и модернизацией составов. Данные действия были вызваны необходимостью увеличения максимальной скорости движения поездов, в связи с увеличением пассажиропотока, который обязывает РЖД к улучшению мобильности процесса перевозки. Так же модернизации подверглись системы GPS - на помощь машинистам была предоставлена системаГлонасс. Большую проблему составляет необходимость внедрения системы скоростных поездов, так как уже имеющиеся железнодорожные пути не в состоянии соответствовать требованиям, необходимым для начала курсирования подобных составов. Первым скоростным поездом, представленным РЖД, стал "Сапсан", который и ныне курсирует по маршруту Москва - Санкт-Петербург.
Для курсирования Сапсана,РЖД провела дорогостоящую реконструкцию путей, чтобы их технические данные подходили под стандарты скоростных поездов. Ведутся дальнейшие разработки скоростных маршрутов. С точки зрения экономики, подобные разработки являются крайне выгодными, так как курсирование скоростных поездов позволит снизить пассажиропоток авиакомпаний и пополнить казну государства (РЖД - крупнейший налогоплательщик).
В период с 2016 по 2030 года, в рамках развития РЖД, планируется строительство дополнительных магистралей (в том числе и высокоскоростных). Так же планируется дальнейшее усовершенствование подвижного состава (в том числе, его обновление и ввод в эксплуатацию двухуровневых вагонов повышенной вместимости).
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день РЖД не выполнила и 50 процентов обещанного по плану, полное завершение всех проектов едва ли сможет быть реализовано к 30му году. Ситуация усложняется так же высокой скоростью инноваций железнодорожных перевозок на западе и востоке.