Автоперевозки
по России
Железнодорожные
перевозки
Авиаперевозки Автоперевозки
по Москве

Как закрепить груз на судне?

17.04.2012

Рассматриваются стандартные средства, которые используются для закрепления грузов на судне (найтовы, винтовые талрепы, скобы, глаголь-гаки, коуши, подкладочный материал, палубный обушок).

Крепеж груза на суднеВ настоящее время морским и речным транспортом перевозят различные по роду грузы, в основном это лесоматериалы, сортовой металл, техника и оборудование, контейнерные и пакетные грузы, плавучие транспортные средства (шлюпки). Одним из важнейших вопросов, на который следует обратить внимание при транспортировке, является способ крепления грузов в трюмах и на палубе судна. Основными стандартными средствами для закрепления грузов на судне являются найтовы, винтовые талрепы, скобы, глаголь-гаки, коуши, подкладочный материал, палубный обушок.

При транспортировке больших объемов груза (на высоту до половины высоты трюма) требования техники безопасности по креплению грузов на судне предписывают использование надежных крепежных средств, позволяющих обеспечить не только сохранность груза, но и безопасное передвижение транспортного средства. При этом для крепления применяют найтовы и талрепы.

Для закрепления грузов на палубе и в трюмах используют найтовы для удержания от смещения в продольном и поперечном направлении, а также от всплывания грузов при заливании водой. Найтовы при помощи талрепов крепятся к палубному обуху судна.

На судах используют найтовы следующих типов:

– прутковые;

- тросовые (стальные канаты);

– цепные (короткозвенные, длиннозвенные цепные стяжки);

– ремневые.

Прутковые найтовы из прутка диаметром до 24 мм очень прочные, однако доставляют большие неудобства при хранении и перевозке. Ремневые найтовы имеют довольно большое осевое удлинение, из-за чего натяжение груза ослабевает. Тросовые найтовы легкие, удобны в использовании и транспортировке, хотя быстро изнашиваются. Цепные найтовы тяжелые и при больших нагрузках могут вытягиваться, но очень удобны в использовании, компактны. Наибольшее распространение получили тросовые найтовы с использованием стальных канатов толщиной 22 мм (усилие на разрыв 320-350 кН) и цепные короткозвенные с размером звена 19 мм. Участки с длинными звеньями в цепи используются для лучшей регуляции длины цепи. Однако количество тросов, размер звеньев цепи выбираются с учетом веса груза и прочности материала найтовов согласно «Техническим условиям размещения и крепления тяжеловесных и крупногабаритных грузов на морских судах». Для изготовления тросовых найтовов используют оцинкованные стальные канаты по ГОСТам 7668-80 и 3083-80, цепные найтовы также изготавливают из стали, часто из легированной, что, однако, удорожает их производство.

Для регуляции натяжения стальных канатов, цепных стяжек, удерживающих груз на палубе, в трюме, используют специальные устройства – винтовые талрепы. Талреп представляет собой два винта с противоположной резьбой, на обратной стороне которых располагаются крюки ушки или вилки. Винты ввинчены в корпус из металла, на концах которого находятся втулки с резьбой. При вращении корпуса происходит сближение или отдаление винтов друг от друга, в результате чего талреп и регулирует натяжение или ослабление найтовов. В некоторых случаях талрепы используют для непосредственного крепления грузов без использования найтовов.

По способу исполнения корпуса талрепы бывают:

– с открытой штампованной муфтой;

– с открытой сварной муфтой;

– с закрытой сварной муфтой.

В свою очередь, талрепы с открытой штампованной муфтой по исполнению наконечников винтов делятся на:

– «вилка-вилка»;

– «ушко-ушко»;

– «крюк-крюк»;

– «вилка-ушко»;

– «вилка-крюк»;

– «ушко-крюк».

Талрепы с открытой сварной муфтой бывают:

– «вилка-вилка»;

– «ушко-ушко»;

– «вилка-ушко».

Талрепы с закрытой сварной муфтой изготавливают:

– «вилка-вилка»;

– «вилка-крюк».

Талрепы изготавливают в основном из углеродистой стали по ГОСТу 9690-71, согласно которому талрепы не используются как грузоподъемные устройства и рассчитаны только на регулирование натяжения найтовов. Также необходимо подбирать талреп так, чтобы он соответствовал найтову по прочности.

Согласно приказу Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г. № ВР-1/п «Об утверждении правил безопасности морской перевозки грузов» груз на палубе устанавливается на специальный деревянный подстил для равномерного распределения веса, а также для слива воды при ее попадании на палубу. Крепление груза найтовами проводится как в поперечном, так и в продольном направлении. Концы найтовов крепятся к палубе при помощи скоб и палубных обушков. При этом стальные канаты или цепные стяжки натягивают с помощью винтовых талрепов. В месте касания найтовами тары груза либо в случае отсутствия тары самого груза необходимо устанавливать специальные деревянные подкладки, чтобы избежать повреждения груза. Погрузка и крепление грузов должны проводиться по всем нормам и стандартам. В случае, когда высота груза составляет 4 м, необходимо располагать найтовы на расстоянии 3 м друг от друга (не менее 2), а когда высота составляет 6 м, то найтовы крепят на расстоянии 1,5 м друг от друга.