Одной из острых проблем современной России является дефицит квалифицированных кадров.
Стране не хватает рабочих и инженеров, строителей и монтажников, маляров и, конечно, водителей большегрузов, автобусов, спецтехники. Причина – в резком снижении престижа таких профессий. Большинство молодых людей мечтают о так называемых «офисных» профессиях. Сегодня в России наблюдается переизбыток юристов, экономистов и менеджеров при явной нехватке представителей рабочих специальностей.
Взять, к примеру, водителей машин специального назначения, автобусов, большегрузов, грузовых транспортных средств. Средний возраст шоферов на сегодняшний день по стране составляет 43-50 лет. Иными словами, это люди если и не предпенсионного возраста, то близкого к тому. И когда они отправятся на заслуженный отдых, перевозить грузы, а также осуществлять пассажирские перевозки будет некому.
Еще одна проблема, непосредственно вытекающая из первой, - уровень квалификации водителей. Кадровый «голод» заставляет работодателей брать в штат сотрудников с «неподходящим» опытом. К примеру, водителя с открытыми категориями «С» и «Е» могут смело посадить за руль негабаритного автопоезда даже в том случае, если он никогда прежде не управлял такой техникой. А ведь для этого требуется внушительный опыт. Машину надо «почувствовать». К тому же, необходимы глубокие узкоспециализированные знания. Для водителя, транспортирующего негабаритные или опасные грузы, - это знание правил фиксации и размещения перевозимого объекта, норм законодательства и т.д.
Обучить всем аспектам возможно. Однако для автошкол, организаций коммерческих, – это невыгодно, поскольку стоимость подобных курсов выше, чем при обучении на легковых машинах, и это не способствует увеличению спроса на данные услуги. Кроме того, заработные платы шоферов «специфического» транспорта не столь высоки. Поэтому молодому человеку, мечтающему связать свою жизнь с профессией водителя, проще выучиться управлять «легковушкой» и стать персональным шофером или специалистом службы, оказывающей услугу «трезвый водитель».
Эксперты считают, что престиж профессии водителя среди молодежи необходимо срочно поднимать. Некоторые шаги в этом направлении сегодня принимаются. В частности, для популяризации таких профессий проводятся конкурсы, преимущества данных специализаций широко освещаются в СМИ. Кроме того, в России внедряется дуальная система образования, при которой образовательные учреждения и предприятия объединяются с целью совместной подготовки требуемых кадров.
Тем не менее, этого недостаточно. Стране нужна программа государственного уровня, реализация которой позволила бы не допустить «кадрового коллапса» на дорогах России.